Скрипка
Скрипка нотируется в скрипичном ключе.
Ее четыре струны построены по квинтам следующим образом:
Тембр 1 -й струны — светлый, серебристый, звонкий.
Тембр 2-й струны — мягкий, нежный.
Тембр 3-й струны — певучий, напряженный.
Тембр 4-й струны — густой, напряженно-альтовый.
Гаммы и позиции. Для игры на скрипке употребляются четыре пальца левой руки (исключая большой палец), имеющие следующие порядковые наименования: указательный палец называется 1-м, средний палец — 2-м, безымянный палец — 3-м, мизинец называется 4-м.
Позицией называется положение левой руки на грифе (на струнах). Позиции начинаются от порожка; 1-я позиция — это ближайшее положение к порожку.
На 1-й позиции, следуя расположению пальцев, на всех четырех струнах мы получим следующий диатонический звукоряд:
Хроматические полутоны достигаются сдвижением соответствующих пальцев с основного тона (в сторону повышения или понижения).
Для заполнения квинтового расстояния между струнами вполне достаточно четырех пальцев; при использовании открытых струн возможно обойтись и тремя пальцами. Если использование открытых струн исключено, то четыре пальца заполняют расстояние квинты между соседними струнами во всех позициях.
Открытая струна может быть использована в гаммообраз-ных построениях только в 1-й позиции.
Звуки, расположенные полутоном ниже 1-й позиции, называются полупозицией и воспроизводятся при помощи той же аппликатуры.
Полупозицией в точном смысле слова называется такая аппликатура, где пальцы по их порядковому наименованию расположены на один номер ниже аппликатуры 1-й позиции, например:
При 2-й позиции левая рука сдвигается на секунду вверх и далее с каждой последующей позицией все более удаляется от порожка и приближается к подставке.
На всех четырех струнах для семи позиций мы получим следующие звукоряды:
в отличие от ее энгармонической записи, которая должна быть отнесена к 1-й позиции:
Чем выше позиция, тем теснее расположены пальцы, так как в силу укорочения струн соответствующие интервалы все более суживаются. При 7-й позиции, начинающейся с середины струн, интервалы уже отсчптываются от струны вдвое более короткой, и поэтому расстояние между пальцами вдвое уменьшается.
Отсюда ясно, что малые секунды выше 7-й позиции весьма затруднительны и игра гамм выше 7-й позиции на всех струнах неупотребительна.
8-я, 9-я и следующие более высокие позиции существуют лишь как положение левой руки для извлечения самых высоких нот на 1-й струне Е.
Полутоны в гаммообразных отрезках и трелях (следует оговориться, что даже очень высокие полутоновые трели могут удовлетворительно получиться у исполнителей с топкими пальцами) этого высочайшего регистра не выходят удовлетворительно, так как
нужно специально убирать предыдущий палец, чтобы освобо¬дить место для последующего, что весьма неудобно, а в быст¬ром движении просто невозможно.
Вообще хроматическая гамма получается на скрипке менее четко, чем диатоническая, так как для исполнения ее требуется постоянное скольжение пальца с основного тона к его хромати¬ческому видоизменению, в результате чего получается все время как бы некоторое глиссандирование
Для того чтобы быстро определить позицию, в которой нужно взять ту или иную ноту, можно пользоваться форму¬лой: интервал (в цифровом выражении) от открытой струны минус палец, которым данная нота берется. Например, на стру¬не А нота ц2 берется 2-м пальцем (7—2 = 5)—это будет 5-я позиция.
Смена позиций совершается незаметно посредством продвижения руки по грифу. В гаммообразном движении наиболее употребителен переход через одну или через две позиции:
Интервалы. В данном разделе имеются в виду интервалы, которые можно получить на одной струне или на соседних струнах без смены позиций.
Интервалы на одной струне не должны превышать увеличенной кварты (или уменьшенной квинты), которой соответствует наибольшее возможное растяжение пальцев:
1 В последнее время многие скрипачи стали применять новую аппликатуру хроматической гаммы, основанию на последовательном чередовании трех пальцев. При этой аппликатуре полутоны берутся соседними пальцами. Однако эта хроматическая аппликатура пока еще является достоянием солистов и не вошла в практику оркестрового исполнительства.
Самым простым интервалом на соседних струнах является квинта, которая берется одним пальцем. Квинты лучше всего интонируются у порожка, потому что по мере удаления от него струны расходятся шире и приподнимаются выше над грифом, так что палец может провалиться между струнами или неравномерно лечь на них из-за необходимости сильного прижатия.
Интервалы больше квинты берутся в прямом положении левой руки.
Прямым положением левой руки называется такое положение, при котором левая рука не вывернута, то есть на более высокую струну ложится более высокий номер пальца.
Интервалы меньше квинты берутся в обратном положении
левой руки.
Обратное положение руки — это такое положение, при котором левая рука вывернута, то есть на более высокую струну ложится более низкий номер пальца.
Гаммообразное движение интервалами. Движение октавами происходит путем смены позиций на каждую новую октаву, причем меняется только расстояние между 1-м и 4-м пальцами (оно уменьшается при движении руки вверх).
Примечание. Здесь не рассматриваются иные аппликатуры виртуозного назначения
В оркестровой игре октавы считаются приемом рискованным, так как ясно ощущается малейшая фальшь (октава — совершенный консонанс). Движение октавами в оркестре может быть только оправдано желанием получить большую силу звучания, но тогда оно не должно быть быстрым.
Движение терциями очень удобно и осуществляется двумя парами пальцев — 3 и \ , которые создают звено движения без смены позиции, не мешая друг другу. Смена позиции наступает после прохождения этого звена ( 3, \ ) для осуществления следующего.
Гаммообразное движение секстами менее удобно ввиду того, что палец, извлекавший в первой сексте верхнюю ноту на одной струне, в следующей сексте извлекает нижнюю ноту на другой струне (или наоборот) и его невозможно приготовить, а надо переставить (скользнуть) : \ \ \ 441 Поэтому звучность при движении секстами немного ползучая.
Движение двойными нотами менее гибко, и звучание получается более тяжелым, поэтому при исполнении двойных нот в оркестровой игре чаще всего применяют прием divisi, что означает разделение на партии. Иногда разделенные партии выписываются на особых нотоносцах.
Флажолеты. Натуральные флажолеты (от открытых струн) употребляются на скрипке только октавные, квинтовые, квартовые и иногда большие терцовые 1 (то есть звучат 2, 3, 4-й, иногда 5-й натуральные звуки, которые достигаются делением струны на 2, 3, 4, 5 равных, одинаково звучащих частей).
Натуральные флажолеты обозначаются знаком о над нотой. При этом наиболее просто записываются флажолеты, извлекаемые в местах 2/з, 3/4,4/5 длины струны (то есть от ее середины в сторону подставки):
Ноты, обозначенные *, могут быть взяты также на предыдущей струне октавным флажолетом. Поэтому если они должны быть исполнены именно в месте 2/з длины струны, надо это специально указать:
Встречающийся в практике большой секстовый флажолет дает тот же результат, что и большой терцовый (то есть звучит он на две октавы+большая терция выше открытой струны). Оба они извлекаются с помощью прикосновений в местах деления струны на 5 частей — соответственно в местах 7о и 2/б ее длины. Две другие точки извлечения пятого флажолета (3/5 и 4/б) расположены от середины струны в сторону подставки: из них употребителен лишь второй (4/б), реальное звучание которого совпадает по высотности со звучанием струны, укороченной на к1ъ от ее первоначальной длины. Тот же ряд натуральных флажолетов может быть извлечен и в местах 1/з длины струны (то есть от ее середины в сторону порожка). В этих случаях следует каждый раз указывать струну, на которой они извлекаются:
Нота, обозначенная *, может не иметь такого указания, так как нигде, за исключением струны Е, не может быть извлечена. Ноты, заключенные в скобки, рискованны и звучат плохо, особенно на 1-й струне.
Таким образом, некоторые натуральные флажолеты могут быть извлечены на двух различных струнах, и, следовательно (если это имеет значение для композитора) необходимо давать в таких случаях точные указания:
Примечание. Натуральные флажолеты, извлекаемые прикосновениями в местах от середины струны в сторону порожка, обычно записываются полыми ромбиками с кружочками над ними. Однако запись эта несовершен¬на, ибо не передает ритмического различия между целыми, половинными и четвертными нотами; во всех этих случаях приходится прибегать к записи, принятой для искусственных флажолетов. Кроме того, при написании от руки, особенно при мелком партитурном письме, очень трудно начертать ромбик, безусловно отличный от обычной белой ноты,— при переписке же это приводит к всевозможным недоразумениям. Поэтому предлагаемый способ записи натуральных флажолетов без применения ромбиков (то есть с помощью обычных нот, снабженных кружочками над ними) заслуживает внимания. Нужно лишь привыкнуть читать указания, на каких струнах те или иные флажолеты извлекаются.
В отдельных случаях применяют glissando по последова¬тельностям высоких натуральных флажолетов, начиная с октав-ного. Высокие флажолеты берутся ближе к подставке, то есть в том месте, где получаются те же звуки обычным способом (прижатием струны) :
Натуральные флажолеты часто служат прекрасным оконча¬нием различных виртуозных пассажей. В гаммообразных пас¬сажах предпоследний тон берется обычно 4-м пальцем, который затем скользит в завершающий флажолет.
На основании этого можно вывести правило: октавный и бо¬лее высокие (в местах 2/3, 3/4 длины струны) флажолеты бе¬рутся 4-м пальцем предыдущей позиции:
4-й палец оттягивается до е3 с 3-й позиции:
Все флажолеты выше 4-го (квартового) звучат на скрипке значительно хуже. Это объясняется малой длиной скрипичных струн, на которых слишком мелкие деления невозможны.
Октавный же, квинтовый и квартовый флажолеты звучат превосходно, особенно, если последние извлекаются в местах 2/з, ги длины струны:
Если же эти флажолеты искать у подставки, то есть в ме¬стах 4/0> б/с, 6Л> 7/8 деления струны, то их извлечению в какой-то мере будет мешать сам смычок, так как эти точки деления слишком близко расположены к месту ведения смычка и ин¬тенсивная вибрация струны не позволяет точно сохранить фла¬жолет.
Для деления на большое количество надежно звучащих отрезков струны скрипки слишком коротки и ее части 7б, 77, 78 столь малы, что их практически почти невозможно найти для того, чтобы извлечь соответствующие флажолеты.
Искусственные флажолеты на скрипке (от прижатой стру¬ны) применяются только квартовые или большие терцовые, так как нормальное положение крайних пальцев на одной струне дает именно кварту.
В виде исключения возможно получить искусственный квин¬товый флажолет, но и то, главным образом, не на 1-й позиции, а на 3-й или 4-й, где растяжение между пальцами значительно меньше. Кроме того, искусственный квинтовый флажолет тре¬бует приготовления и употребляется в крайних случаях.
Флажолеты меньше квартового звучат плохо по ранее опи¬санным причинам.
Игра искусственными флажолетами (квартовыми) на скрипке аналогична игре октавами с той лишь разницей, что 1-й палец (ведущий) плотно прижимает струну, а 4-й (ведомый) слегка к ней прикасается на расстоянии кварты от места при¬жатия струны Возможна даже вибрация искусственными квартовыми флажолетами. При этом вибрируют оба пальца — ведущий и ведомый.
Запись искусственных флажолетов включает в себя место укорочения струны 1-м пальцем и место прикосновения к укороченной струне 4-м пальцем. Тем самым эта запись напоми¬нает запись интервала кварты, где верхняя нота (место прикосновения) обозначается ромбиком:
Часто над этими основными данными выписывается мелкими нотами звуковой результат:
Более сокращенная запись искусственных флажолетов основана на том, что записывается лишь результат — нота, которая должна прозвучать, способ же ее извлечения предоставляется исполнителю. Например:
реально исполняется следующим образом:
Часто натуральные флажолеты также записываются сокращенно, а именно:
что практически может быть исполнено лишь так:
В случаях сокращенной записи композитор пишет только желаемый результат, не указывая — натуральными или искусственными флажолетами следует его достигнуть. Например, пассаж, записанный следующим образом:
исполняется так:
Флажолеты, звучащие выше ноты с5, не употребляются, так как их тембр неопределенен и лишен художественной выразительности.
Искусственные флажолеты на струне Е хуже других; они имеют свистящий призвук и при малейшей неточности пропадают.
Аккорды. При оркестровой игре неупотребительны все трехзвучные аккорды, в которых один палец занят через струну:
Очень удобны аккорды, включающие квинту и более широкие интервалы, потому что в этих случаях левая рука будет находиться в прямом положении:
Примечание. Аккорд, обозначенный *, несколько ненадежен в интонационном отношении из-за квинты в двух верхних голосах (подробнее об этом см. в примечании на стр. 45).
Из них особенно удобны аккорды, включающие открытые струны:
Менее удобны аккорды в комбинированном положении левой руки, включающие один интервал меньше квинты. Однако это обстоятельство имеет меньшее значение, если в аккорде можно использовать открытые струны:
Если же по характеру аккорда невозможно использовать открытую струну, то исполнение аккорда становится менее удобным:
Наиболее удобны аккорды с открытой струной, являющейся верхним звуком аккорда:
Удобны все четырехзвучные аккорды в прямом положении, особенно если в них входят открытые струны:
Менее удобны аккорды с одним интервалом меньше квинты (особенно если он в середине), так как они берутся в комбинированном положении левой руки:
Еще менее удобны аккорды в комбинированном положении левой руки, когда в аккорде имеются два интервала меньше квинты:
Также неудобны аккорды, извлекаемые при обратном положении руки (даже если в середине есть пустая струна):
Открытые струны сверху или снизу аккорда облегчают его исполнение. В середине аккорда они освобождают один из пальцев, но, с другой стороны, создают трудности, связанные с опасением затронуть соседние струны.
Трудные аккорды нужно всегда подготовлять — перед ними должна быть остановка. Квинта в верхних голосах аккорда звучит плохо, особенно если она удалена от порожка, так как при этом струны широко расходятся и сильно приподняты над грифом, и палец в этих случаях (чаще всего 4-й) может провалиться между струнами или неравномерно их прижать. От этого нарушается чистота интонации *. Поэтому приведенный аккорд звучит плохо:
Лучше брать такие аккорды, не выходя за пределы с3:
Некоторые аккорды и интервалы можно взять двумя способами: с прямым порядком струн и с перемещенным. Так, например:
1 Самый, казалось бы, легкий для исполнения на скрипке интервал — квинта — на практике причиняет массу хлопот. Чистота интонации страдает то от слишком тонких пальцев исполнителя, то от неодинаковой упругости соседних струн. Все это сказывается тем определеннее, чем больше удалена квинта от порожка, где струны почти касаются грифа и где они расположе¬ны близко друг к другу. Все аккорды на ручных смычковых инструментах берутся в направлении от нижних нот к верхним.
Перевод смычка со струны на струну. Полное legato воз¬можно соблюсти лишь при переходе на соседнюю струну. При переносе смычка через струну неизбежна небольшая остановка, необходимая для того, чтобы не задеть промежуточную струну. Эта остановка будет еще заметнее при переносе смычка через две струны.
В этих случаях композитор должен предвидеть неизбежность перерыва звучания вследствие отрыва смычка от струны:
Tremolo из двух нот на одной струне, под одним смычком, возможно в любом движении в пределах увеличенной кварты или уменьшенной квинты (предел растяжения пальцев на одной струне на низких позициях).
Остальные интервалы можно исполнить лишь на двух соседних струнах, поэтому воспроизведение подобного tremolo возможно лишь в медленном темпе, причем оно довольно тяжеловесно и неудобно:
Pizzicato. Прием игры pizzicato на скрипке возможен на всем протяжении ее диапазона. Выше ноты e3 pizzicato звучит все более сухо, щелканье начинает преобладать над интонацией.
Pizzicato применяют и в аккордах, причем оно звучит значительно ярче в аккордах с открытыми струнами:
Возможно также исполнение pizzicato мизинцем левой руки. Такое pizzicato применяется, главным образом, на открытых струнах в случаях быстрой смены pizzicato и arco. В подобных случаях над нотой, исполняемой pizzicato, ставится знак +:
Pizzicato можно извлекать мизинцем левой руки даже одновременно с arco:
В виртуозной литературе встречаются также нисходящие гаммообразные и арпеджированные фигуры, исполняемые в стремительном темпе пальцами левой руки pizzicato вперемежку с ударами смычка. Приведем наиболее простой случай, который может быть использован также в практике групповой игры (сравнительно отчетливо может прозвучать лишь на струне Е):
Сурдина. Обычная звучность скрипки может быть значительно изменена, если надеть на подставку маленькое приспособление (обычно изготовляемое из дерева), называемое сурдиной.Сурдина ослабляет и смягчает звук инструмента, придавая ему своеобразный носовой оттенок. Применяется сурдина как в piano, так и в forte. Если сурдина надевается среди пьесы, то необходимо дать исполнителю некоторое время ее приладить. Для того чтобы снять сурдину, времени требуется значительно меньше. attachment101Употребление сурдины указывается словами — con sordino (-ni); снятие же сурдины обозначается — senza sordino (-ni).
Техника правой руки. Все, что было сказано о технике травой руки в разделе «Общие сведения», в полной мере от-чосится к скрипке
Все штрихи как легатные, так и стаккатные достигаются -ia скрипке с исключительной ясностью и легкостью. Достаточно самого легкого прикосновения смычка к струне для того» ттобы извлечь звук. Поэтому legato на скрипке наиболее продолжительно, spiccato, saltando, ricochet — легки и стремительны.
Вообще же скрипка, как и всякий другой смычковый ин-трумент, отличается бесконечными возможностями так назы-*аемой репетиционной техники (то есть техники повторяю-цихся нот).
Статья изготовлена по материалам книги: Чулаки М. Инструменты симфонического оркестра.