Флейта пикколо
Флейта пикколо (Блокфлейта)
(ит. — Flauto piccolo; фр. — Petite Flute; нем. — Kleine Flote)
Из всех разновидностей флейты, которые строились раньше, начиная от малой флейты и до басовой, в настоящее время сохранилась в практике оркестровой игры лишь — малая флейта — флейта пикколо.
Если альтовая флейта, звучащая квартой ниже большой флейты, встречается весьма редко, то флейта пикколо обязательно присутствует во всех партитурах начиная с XIX века, а в отдельных случаях и в партитурах XVIII века, продолжая звукоряд группы деревянных инструментов вверх.
Малая флейта вдвое меньше обычной. Все написанное для нее будет звучать октавой выше. Поэтому малая флейта — инструмент, транспонирующий на октаву вверх.
Все сказанное об устройстве, аппликатуре и объеме большой флейты полностью относится к малой флейте со следующими поправками:
1) у малой флейты нет никаких кроющих клапанов А1, с2, cis2 (соответственно А, с1, cis1 у большой флейты), и ее нижней нотой является:
звучащая как:
2) на ней невозможно извлечь ноты:
звучащие как:
и даже трудновато:
звучащее как:
Характер звучания флейты пикколо в аналогичных регистрах менее полный, более резкий и свистящий, чем у большой флейты:
В целом тембр малой флейты еще более беден обертонами, чем тембр большой флейты. Исполнитель на малой флейте, в случае необходимости, меняет инструмент на большую флейту и исполняет партию 2-й или 3-й флейты. Для смены инструментов нужно время (меньшее, чем для надевания сурдины у струнных). Смена инструментов по-итальянски обозначается: muta Flauto piccolo in Flauto grando 111°. При обратном переходе на малую флейту следует писать: muta Flauto grando ИГ in Flauto piccolo.
Техника игры на малой флейте такая же, как и на большой. Надо лишь учесть чрезмерную чуткость флейты пикколо к передуваниям, вследствие чего быстрые скачки в относительно высоких регистрах (особенно в forte) всегда слегка содержат в
себе октавный призвук (верхний или нижний), и поэтому малая флейта определеннее интонируется при удвоении ее большой флейтой на октаву ниже.
Нужно, однако, иметь в виду, что холодный инструмент может звучать несколько расстроенно. Желательно поэтому дать исполнителю хотя бы минимальное время, чтобы он согрел инструмент теплом своих рук, прежде чем начать на нем играть (это в равной мере относится ко всем духовым инструментам).