Альт

Viola_d'amore
АЛЬТ (ит. — Viola, -le; фр. — Aito, -os; нем. — Bratsche, -en)

Альт нотируется в альтовом и скрипичном ключах. Четыре струны альта настроены по квинтам следующим образом:

По своей величине альт лишь незначительно превосходит скрипку. При большем размере, который соответствовал бы его сравнительно низкому звучанию, он перестал бы быть ручным инструментом.

Несоответствие диапазона альта его размеру отражается на характере звука, более гнусавом и грубом в общих со скрипкой регистрах. Поэтому все тембровые качества 2, 3, 4-й струн скрипки соответствуют 1, 2, 3-й струнам альта, но в более огрубленном и напряженном виде. Что касается баска С, то звучание его отличается значительной гу­стотой.

Все, что выше говорилось о скрипке, ее устройстве, аппликатуре левой руки, позициях, двойных нотах, аккордах, а также о технике правой руки, целиком относится к альту.

Чтобы получить полную таблицу позиций альта, достаточно опустить схему скрипичных позиций на квинту вниз.

Правда, выше 7-й позиции да же на струне Л, альт звучит значительно хуже и поэтому предельной его верхней нотой следует считать:

и флажолет:

Однако из-за большего размера инструмента надо внести следующие поправки.

Если левая рука скрипача на одной струне может взять уменьшенную квинту, а на двух соседних струнах и малую нону, то для альтиста, в силу больших размеров инструмента, эта возможность ограничивается чистой квартой на одной струне и октавой на соседних (на нижних позициях)1.

Если на скрипке легко:
то на альте труднее:
Если на скрипке вполне доступно:
то на альте очень трудно:
Если на скрипке возможен квинтовый флажолет:
то на альте он невозможен:

Если на скрипке возможно в виде исключения:

то на альте не всякий исполнитель сможет растянуть пальцы столь широко:

(Еще раз напоминаем, что приводимые ограничения относятся к ниж ним позициям в условиях групповой игры.)

Техника правой руки альтиста немного грубее, чем скрипача, так как альтовый смычок длиннее и тяжелее скрипичного. Да и сами струны альта более толсты, чем на скрипке, а поэтому менее отзывчивы к легким прикосновениям смычка. Практически, однако, при оркестровой игре все эти замечания по технике правой руки можно почти не учитывать.

Прекрасно звучит на альте pizzicato. Верхней границей удовлетворительного звучания pizzicato на альте можно считать а’2.

Сурдину на альте применяют так же, как на скрипке.





(c) DIRIGENT 2010-2014 Все права защищены.
Как купить, построить, отремонтировать дом своими руками? Полезные советы новичкам по строительству и ремонту. Так же Вы найдете на нашем сайте руководство по другим разделам: Домашний очаг, Отделочные работы, оформление интерьеров и многое другое...